Оценки реальной навигационной обстановки вдоль трасс Северного Морского Пути

Оценки реальной навигационной обстановки вдоль трасс Северного Морского Пути

Расчетные характеристики навигации с использованием сигналов спутниковых навигационных систем для трассы перехода по Северному морскому пути в августе-сентябре 2011 г. получены на основе официальных альманахов ГНСС ГЛОНАСС и GPS с учетом состояния спутников и координат корабля.

Использовались следующие характеристики качества навигационной обстановки:

В таблице приведены сравнительные характеристики качества навигации по ГНСС ГЛОНАСС и GPS - средние, минимальные и максимальные значения количества видимых спутников и геометрических факторов в течение суток в период с 29.08 по 09.09.11.


  Сравнительные характеристики качества навигации по ГЛОНАСС и GPS.

На основании анализа представленных данных можно сделать вывод, что условия навигации с использованием ГНСС ГЛОНАСС и GPS на трассе перехода в указанный период времени являлись весьма благоприятными. Так, горизонтальный геометрический фактор HDOP, характеризующий точность навигационных определений в плане, вообще является идеальным как по системе GPS, так и по системе ГЛОНАСС.

На рисунке 1 представлено поведение перечисленных характеристик качества навигации по ГНСС ГЛОНАСС и GPS за период времени с 29.08 по 09.09.11. Одновременно на рисунке представлено количество «рабочих» спутников ГНСС ГЛОНАСС и GPS, по данным альманахов.


  Рис.1 Изменение характеристик навигации по ГНСС ГЛОНАСС и GPS в период с 29 августа по 9 сентября 2011.

В период с 06.09.11 по 08.09.11 наблюдались локальные ухудшения условий навигации по ГНСС ГЛОНАСС. В этот период времени зафиксированы локальные «всплески» значений параметров PDOP и VDOP. Область, в которой наблюдались локальные ухудшения качества навигации с использованием ГНСС ГЛОНАСС, распологалась в районе Чукотского полуострова.


  Рис.2 Область ухудшения качества навигации при использовании ГНСС ГЛОНАСС.

Причиной локальных ухудшений качества навигации по ГНСС ГЛОНАСС в указанный период времени являлось уменьшение количества «рабочих» спутников ГНСС ГЛОНАСС до 22.

Подводя итоги, можно отметить, что величина PDOP, характеризующая точность позиционирования, на всем протяжении перехода по системам ГЛОНАСС и GPS, практически одинакова, и не превышает 3, что характеризует данную точность как отличную и достаточную для использования результатов измерений в достаточно чувствительной аппаратуре и программах. При этом данная точность обеспечивается меньшим количеством видимых спутников ГЛОНАСС, чем у GPS.