06.08.2015

Эксперимент по оценке ГЛОНАСС в Антарктике

18 мая 2015 года с возвращением в Санкт-Петербург научно-экспедиционного судна (НЭС) «Академик Фёдоров» завершилась 60-я Российская антарктическая экспедиция. В течение полугода экипаж судна, зимовщики и научный состав проводили исследования в океане и на ледовом континенте, производили смену персонала и осуществляли материально-техническое снабжение полярных станций, выполняли техническое обслуживание и снятие данных с автоматической метеостанции, океанографические исследования.

Эксперимент по оценке ГЛОНАСС в Антарктике

На протяжении всего рейса НЭС «Академик Фёдоров» на его борту работали специалисты Информационно-аналитического центра Координатно-временного навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО) ФГУП ЦНИИмаш - Александр Васильевич Чистяков, Николай Васильевич Заляпин, Алексей Андреевич Бермишев и Дмитрий Владимирович Виндерских. Сотрудники института тестировали образцы навигационного оборудования в реальных условиях эксплуатации, проводили сбор исходных данных для отработки технологий высокоточного позиционирования на основе ГЛОНАСС/ГНСС измерений в высоких широтах. О том, чем была вызвана необходимость участия специалистов ИАЦ КВНО в полярной экспедиции, какие цели и задачи перед ними стояли, а также о своих личных впечатлениях от встречи с Антарктикой рассказал заместитель начальника отделения ИАЦ КВНО А. В. Чистяков.

- Идея эксперимента по оценке навигационной обстановки в высоких южных широтах, в рамках 60-ой сезонной экспедиции, принадлежит Алексею Андреевичу Бермишеву.

В 2006 и в 2011 годах ИАЦ КВНО ФГУП ЦНИИмаш при содействии Департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России организовал и провёл эксперимент «Северный Морской Путь». Сквозной переход осуществлялся летом 2006 года (Мурманск - Петропавловск-Камчатский) и в августе-сентябре 2011 года (Мурманск - Невельск). Тогда наши специалисты А. А. Бермишев и В. Л. Лапшин в составе экипажа пограничного патрульного корабля ПС-824 прошли Северным морским путём (СМП) и провели реальную оценку навигационной обстановки вдоль его трасс и дальневосточного побережья.

Аналогично СМП, был организован эксперимент и в Антарктике. Основные научно-исследовательские работы в области навигационных определений заключались в оценке реальной навигационной обстановки в высоких широтах, проверке и оценке потребительских характеристик оборудования в сложных природно-климатических условиях, отработке методик непрерывного долгосрочного сбора данных и отработке методов высокоточного позиционирования на основе собранных данных измерений.

Для выполнения задания была разработана и утверждена специальная программа проведения эксперимента в рамках пилот-проекта опытно-конструкторской работы «Модернизация прикладных потребительских центров Роскосмоса в интересах гражданских потребителей» - ОКР «Посылка», реализуемой согласно положений Федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы».

Перед экспедицией нам необходимо было пройти строгий медицинский отбор и специальную подготовку по выживанию на водах, получить удостоверения личности моряка, судовую роль, сдать зачёт. Сроки были сжатыми, но все кандидаты прошли подготовку и отборочную комиссию Арктического и Антарктического НИИ в Санкт-Петербурге вовремя, и в назначенное время экспедиция стартовала.

Эксперимент проводили в два этапа: на первом с 8 ноября 2014 года по 26 февраля 2015 года работали А. В. Чистяков и Н. В. Заляпин, на втором, после ротации в Кейптауне, с 26 февраля по 18 мая 2015 года – А. А. Бермишев и Д. В. Виндерских.

Маршрут первого этапа: Санкт-Петербург – Бремерхафен (Германия) – Кейптаун (ЮАР) – станция Молодёжная – станция Прогресс – станция Мирный – станция Прогресс – Кейптаун. Второй этап: Кейптаун – станция Прогресс – станция Молодёжная – станция Новолазаревская – станция Беллинсгаузен – рейд порта Байя-Бланка (Аргентина) – Бремерхафен – Санкт-Петербург. В высоких южных широтах за 60-й параллелью работы продолжались в общей сложности три месяца.

Во время экспедиции на НЭС «Академик Фёдоров» была организована постоянная круглосуточная работа вахтовым методом, решались следующие задачи:

- в порту Санкт-Петербурга – монтажные, пусконаладочные работы навигационного оборудования перед экспедицией и его демонтаж по возвращении;

- в процессе экспедиции – круглосуточный непрерывный сбор измерений и навигационных данных с аппаратуры, контроль работоспособности, обслуживание и ремонт, переключение и комбинирование режимов, архивирование собранной информации, запись спектров частот, судовые работы;

- санно-тракторный поход к станции Восток – сбор измерений и данных с навигационной аппаратуры;

- стоянка в Кейптауне – передача оборудования вновь прибывшим специалистам, ротация членов экипажа;

- второй этап до прибытия в Санкт-Петербург – продолжение сбора данных, предварительная обработка результатов для оценки ГНСС, изучение и оценка спектра частот ГНСС.

Основное оборудование, используемое в экспедиции, это одночастотные и двухчастотные радионавигационные приёмники отечественных и зарубежных производителей, два мобильных персональных компьютера, антенная площадка с различными типами антенн, активное сетевое и вспомогательное оборудование. Программное обеспечение использовалось как от производителей, так и разработанное нашими специалистами. На протяжении всей экспедиции через систему спутниковой связи Иридиум осуществлялась передача координат судна и текстовых сообщений на сервер ИАЦ КВНО для оперативного отображения информации об эксперименте на сайтах предприятия и Федерального космического агентства.

Навигационная аппаратура в экстремальных условиях высоких южных широт, при воздействия штормового ветра и мокрого снега, форсировании тяжёлых паковых льдов в целом показала себя нормально, но были сбои, отказы и безвозвратные потери. Благодаря тому, что аппаратно-программный комплекс был смонтирован с многократным запасом, без единой точки отказа, все поставленные задачи были выполнены в полном объёме.

На один из тягачей сопровождения санно-гусеничного отряда, формировавшегося на станции Прогресс для следования на станцию Восток, было смонтировано навигационное оборудование, которое работало в автоматическом режиме весь период санной экспедиции. Благодаря этому наша аппаратура достигла наивысшей точки - 80 градуса южной широты. В результате эксперимента был собран большой объём данных измерений, благодаря чему можно будет сделать вывод о предпочтительных методах обработки и составе навигационного оборудования для получения наивысших точностей в условиях Антарктики. Данная задача является важной в связи со стратегией развития деятельности России в регионе на период до 2020 года и на более отдалённую перспективу.

Подобные работы необходимо продолжать. Мы не исследовали и половины Антарктики, в том числе и сам материк. Похожая ситуация и в Арктике. В рамках ОКР «Посылка» планируется проведение конкретных работ в этом направлении.

Что касается моих личных впечатлений, то их очень много, это и «ревущие» 40-е и «неистовые» 50-е широты, аккуратный и чистый Бремерхафен, самобытный Кейптаун, но больше всего поразила Антарктика.

Это сказка. Величие айсбергов, вечные льды, кристальная чистота и первозданность. Мы были там летом, поэтому температура не опускалась ниже 7 градусов. Бывал, правда, сильный ветер, но в основном ночью и утром. Нам очень повезло высадиться на станциях Прогресс и Мирный, мы участвовали в разгрузке доставляемых вертолётами с борта судна контейнеров с продуктами. Работали все – профессора, инженеры, водители. В Антарктике все равны и безоговорочно подчиняются на корабле – капитану, на берегу – начальнику станции.

К концу экспедиции пришла тоска по родным и близким, по земле. Но уже через три месяца после возвращения опять тянет туда – к ледяным скалам, бескрайним белоснежным просторам, к людям с открытой душой и сердцем. Там всё незамысловато и просто. Я теперь понимаю полярников, альпинистов, моряков. Наверное, в душе – я один из них.

Заместитель начальника отделения ИАЦ КВНО А. В. Чистяков и пресс-служба ФГУП ЦНИИмаш


Источник:  http://tsniimash.ru/press-center/company_news/3933/

Возврат к списку