04.10.2011

Успешно завершен эксперимент по исследованию навигационной обстановки в высоких Северных широтах при переходе по Северному морскому пути

  В сентябре 2011 года завершен эксперимент по исследованию навигационной обстановки в высоких Северных широтах при переходе по Северному морскому пути (СМП). Инициатива его проведения принадлежала Информационно-аналитическому центру координатно-временного и навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО) ФГУП ЦНИИмаш. Содействие в осуществлении оказал Департамент береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, на чьем корабле был совершен переход.

   Основными задачами эксперимента явились:

    * оценка реальной навигационной обстановки вдоль трасс СМП, а также вдоль дальневосточного побережья России;
    * тестирование отечественных и зарубежных образцов навигационной потребительской аппаратуры, в том числе в дифференциальном режиме навигации;
    * отработка технологии построения контрольной траектории на основании апостериорной обработки данных различных двухчастотных ГЛОНАСС/GPS приемников;
    * отработка технологии обмена данными между мобильным пунктом мониторинга (на корабле) и ИАЦ КВНО.

    Подобный эксперимент проводился в 2006 году, однако за прошедшее время условия значительно изменились: пополнена орбитальная группировка спутников ГЛОНАСС; расширился парк навигационной аппаратуры, происходит постоянное повышение ее точностных характеристик; увеличилось количество контрольно-корректирующих станций для передачи дифференциальных поправок, расположенных вдоль трасс СМП.

    Подготовка к эксперименту текущего года заняла несколько месяцев. За это время была составлена методика проведения эксперимента, проведены переговоры с разработчиками навигационной аппаратуры, предварительное тестирование аппаратуры.

     Переход по СМП стартовал 28 августа из Кольского залива (порт г.Мурманск) и продолжался до 15 сентября. Конечной точкой стал остров Сахалин (порт г.Невельск).

   В эксперименте было задействовано более десяти новейших образцов навигационной аппаратуры отечественных и зарубежных производителей - КБ «НАВИС», РИРВ, НИИ КП, Ижевский Радиозавод, «Радио Комплекс», JavadGNSS, LeicaGeosystems (предоставлено компанией Навгеоком). Общий вес аппаратуры, включая кабели, составил более 150 килограмм.

   Измерения велись непрерывно в течение всего времени перехода. Данные о местоположении судна автоматически передавались по спутниковому каналу связи на сервер ИАЦ КВНО, после чего отображались на сайте центра, что позволило всем заинтересованным лицам и организациям следить за ходом эксперимента.

   По словам начальника сектора по оценке качества навигационного оборудования ЦНиимаш Алексея Бермишева (руководитель эксперимента) за дни пути в непростых северных условиях, пришлось столкнуться с серьезными капризами погоды. На вторые сутки перехода начался четырехбальный шторм, ставший своего рода проверкой испытательного оборудования. Проверка была успешно пройдена.

   Как отметил заместитель начальника ИАЦ КВНО Насим Казновский, эксперимент проведен успешно, все поставленные цели и задачи выполнены. В процессе перехода по СМП был собран большой объем информации, проверена работоспособность приемников и их программно-математического обеспечения в условиях северных широт и особенностей размещения аппаратуры на корабле. После завершения обработки накопленных навигационных измерений будут получены, как ожидается, интересные практические результаты.

   В планах ИАЦ немало не менее значимых и интересных экспериментов.

Пресс-службы Роскосмоса и ЦНИИмаш

Возврат к списку