11.04.2012

Интервью заместителя генерального директора – начальника ИАЦ КВНО ФГУП ЦНИИмаш С.Г. Ревнивых о перспективах развития ГЛОНАСС

Как и Интернет в свое время, спутниковая навигация зарождалась как продукт военно-промышленного комплекса. И, абсолютно тождественно ситуации с глобальной компьютерной сетью, спутниковая навигация в итоге становится незаменимым инструментом экономики развитых стран, атрибутом повседневной жизни современного общества.
Что интересно, в США именно проект гражданского применения глобальной спутниковой навигационной системы GPS считают своим величайшим достижением за последние 50-70 лет. Россия, создав аналогичную, полностью работоспособную систему ГЛОНАСС, может по праву гордиться владением столь высокотехнологичным продуктом. На данный момент полностью завершено формирование орбитальной группировки спутников системы, сигналы ГЛОНАСС можно принимать по всему миру.
Функция сопровождения работ по развитию российской навигационной спутниковой системы возложена на созданный в ЦНИИмаш пять лет назад информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО). О современном дне и перспективах развития ГЛОНАСС рассказывает Сергей Георгиевич Ревнивых, заместитель генерального директора – начальник ИАЦ КВНО ФГУП ЦНИИмаш:
- Строго говоря, ИАЦ КВНО создан еще в 1995 году на базе Центра управления полетов. Со временем ширился круг задач, рос наш вклад, скажем так, в конверсию отечественной глобальной навигационной спутниковой системы. И в 2007 году ИАЦ обрел статус самостоятельного структурного подразделения ЦНИИмаш.
Основная наша внешняя функция – от имени Министерства обороны и Федерального космического агентства исполнение роли своего рода интерфейса ГЛОНАСС с гражданским сообществом. И тот факт, что сайт ИАЦ КВНО, на котором в реальном времени предоставляется информация о состоянии группировок ГЛОНАСС и GPS и основных характеристиках систем, ежедневно посещает более 4000 пользователей, говорит о том, что мы успешно справляемся с этой функцией. Более того, число пользователей растет буквально с каждым днем. Интерес мирового сообщества к ГЛОНАСС сегодня огромен.
- Но не настолько, чтобы создавать навигационную аппаратуру, способную принимать сигналы ГЛОНАСС?
- Как раз наоборот. Я уже не говорю о специальной и профессиональной аппаратуре – в ней практически изначально предусматривается прием сигналов и GPS, и ГЛОНАСС. А сейчас уже многие мировые производители потребительской техники со встроенным приемником спутниковых навигационных сигналов (те же автомобильные навигаторы, смартфоны) оснащают свои новинки доступом к обеим системам. Я сам не так давно купил автомобильный навигатор одной из ведущих фирм на этом рынке в исполнении GPS-ГЛОНАСС. Это ведь очевидная вещь – чем больше источников информации имеет в своем распоряжении прибор, тем надежнее и удобнее он в работе.
Уверен, в ближайшее время эта проблема – использовать или не использовать ГЛОНАСС, вообще исчезнет, любая навигационная техника будет принимать сигналы всех существующих систем. А о своем желании развернуть навигационные системы – пусть и на региональном уровне – уже заявили Европа, Китай, Индия, Япония. Европейцы намерены вывести на орбиту 18 навигационных спутников к 2015 году.
- Сергей Георгиевич, а какой в этом смысл, ведь GPS и ГЛОНАСС, во многом дополняя друг друга, и без того обеспечивают повсеместный доступ к спутниковой навигации?
- Действительно, перспективы подобных новых глобальных и региональных систем пока не очень ясны. Однако нужно иметь в виду тот факт, что мировая экономика уже сейчас весьма зависима от надежной работы глобальных навигационных систем. И речь не только о логистике, пассажирских перевозках, связи, но и о банковских операциях, энергоснабжении, многих других отраслях. Сейчас трудно даже предугадать, в каких еще областях и в каком качестве найдется применение спутниковым навигационным системам. Безусловно одно – тенденция зависимости мировой экономики от GPS и ГЛОНАСС и аналогичных им системам будет только расти. Поэтому, чем больше будет работоспособных, взаимодополняющих друг друга спутниковых навигационных систем, тем выше в конечном итоге будет степень безопасности мировой экономики в целом.
- Характеристики приема сигналов GPS и ГЛОНАСС одинаковы во всех точках планеты?
- Объективно, в силу орбитального построения, ГЛОНАСС лучше работает в северных широтах. А в экваториальных – наоборот. Поэтому используя две системы, мы фактически обеспечиваем устойчивую работу на всем земном шаре.
Стоит отметить, что и Россия, и США предоставляют услуги глобальных спутниковых навигационных систем всему мировому сообществу на совершенно безвозмездной основе. Это осознанный шаг, скажем так, вклад ведущих держав в обеспечение экономического развития всего мира.
- Сергей Георгиевич, если говорить непосредственно о работе вашего Центра, какие сегодня стоят перед ним задачи?
- Прежде всего, ИАЦ КВНО – это координирующий центр выполнения программы поддержания, развития и использования ГЛОНАСС, в том числе определяющий ее перспективное развитие. В свое время коллектив нашего Центра выступил инициатором и основным разработчиком первой федеральной целевой программы «ГЛОНАСС», в соответствии с которой мы работали вплоть до этого года. Сейчас нами, с участием ведущих специалистов всех ведомств и основных предприятий, разработана и уже утверждена Правительством РФ новая ФЦП «ГЛОНАСС» до 2020 года.
Кстати говоря, в России действуют две федеральные целевые программы, направленные на развитие космической техники. Одна – всеохватывающая, Федеральная космическая программа. Вторая, и это уникальный случай, посвящена исключительно развитию глобальной навигационной спутниковой системы. Это показывает всю значимость ГЛОНАСС для государства.
Таким образом, на данный момент коллектив ИАЦ КВНО, естественно, в тесном сотрудничестве со специалистами других подразделений ЦНИИмаш и других организаций всех государственных заказчиков, выступает в качестве разработчика ФЦП «ГЛОНАСС» и на рабочем уровне обеспечивает координацию взаимодействия всех участников реализации этой программы – а это 8 министерств и ведомств плюс к тому очень большая кооперация предприятий. Помимо того, мы ведем системные научные исследования, поиск тех направлений, в каких должна развиваться система.
В рамках развития международных отношений сейчас поставлен вопрос о создании Международной службы контроля и подтверждения характеристик глобальных навигационных спутниковых систем и информирования всего потребительского сообщества о качестве их работы. И мы планируем, что ЦНИИмаш в лице ИАЦ КВНО будет составной частью этой международной службы.
Ну и, кроме того, никто не снимал с нас функции центра гражданской инфраструктуры системы ГЛОНАСС. Кстати говоря, сейчас заканчивается реконструкция одного из зданий ЦНИИмаш, в котором планируется сосредоточить все организации и службы, связанные с реализацией ФЦП «ГЛОНАСС»: и органы координации самой программы, и центр контроля характеристик, и исследовательские лаборатории по определению перспектив развития системы, и центр международного взаимодействия по вопросам совместимости и взаимодополняемости спутниковых навигационных систем. Кроме того, планируется в одном месте сосредоточить технологии, которые позволят обеспечить новое качество на стыке навигации, дистанционного зондирования Земли, практической баллистики низкоорбитальных КА. В том числе, не исключаю, и группы, которые будут заниматься поиском коммерческих путей использования ГЛОНАСС.
- В ближайшее время планируется вносить какие-то качественные изменения в работу ГЛОНАСС?
- ЦНИИмаш – единственный в России институт, в полной мере обладающий инструментами и средствами для объективной и полновесной оценки качества работы всей глобальной навигационной спутниковой системы. Созданные специалистами центра аппаратно-программные средства уточнения орбит и шкал времени КА ГЛОНАСС по своим характеристикам соответствуют мировому уровню. Больше таких средств в России нет. Мы тесно сотрудничаем с профильными отечественными организациями, чтобы эти технологии внедрялись в ГЛОНАСС. Соответствующие мероприятия предусмотрены в новой Федеральной целевой программе. Мы постоянно работаем над улучшением характеристик системы, ведь это и является целью всего комплекса работ: добиться максимально качественного и устойчивого повсеместного приема сигналов ГЛОНАСС.
Одно из последних достижений ИАЦ КВНО – создание мобильной лаборатории, защищенной многими патентами в силу ее уникальности, которая предназначена для оценки как характеристик навигационных полей, так и работоспособности потребительской навигационной аппаратуры. Услуги этой лаборатории пользуются огромным спросом, заказы на её применение мы получаем от целых регионов. И с ее помощью мы сможем существенно усовершенствовать наземную базу ГЛОНАСС.
Что касается орбитальной группировки, сейчас идут летные испытания нового космического аппарата «Глонасс-К». Как головной институт, отвечающий за контроль обеспечения надежности системы в целом, мы участвуем в процессе проведения летных испытаний, а в конечном итоге являемся тем органом, который дает рекомендации Государственной комиссии о полноте и завершенности испытаний. С 2011 года наши специалисты участвуют не только в подготовке окончательных заключений на готовность к запуску, а также контролируют ход разработки основных образцов на всех этапах. Это дает нам уверенность в том, что отныне космические аппараты будут выводиться на орбиту только в случае 100-процентной гарантии успеха.
- Сергей Георгиевич, и последнее, стоит ли в обозримой перспективе ждать каких-то новаторских решений с точки зрения системных научных исследований?
- По оценкам специалистов всего мира, ни сейчас, ни в ближайшие 15-20 лет альтернативы глобальным навигационным спутниковым системам для навигации на Земле и околоземном пространстве не будет. Не зря американские коллеги, глядя на нас, тоже сформировали долгосрочную программу развития спутниковой навигации – до 2025 года – и пытаются утвердить ее в Конгрессе. Последние десять лет, вынужденные ежегодно защищать федеральное финансирование, они с большой завистью смотрят на российскую долгосрочную ФЦП «ГЛОНАСС».
А вот что и когда придет на смену спутниковой навигации, пока никто не возьмется предсказать. Когда люди телегу почитали за счастье, разве могли они представить себе, что из точки «а» в точку «б» гораздо быстрее и комфортнее добираться на авиалайнере? Когда секстант, дающий погрешность «плюс-минус два десятка километров» считался чудом инженерной мысли и работе с ним необходимо было напряженно учиться, мог ли кто-то хотя бы мечтать о навигаторе?
Мы проводим исследования возможности использования геофизических, гравитационных, магнитных полей. Наверняка существуют способы навигации, о которых мы попросту еще не знаем. В итоге, думаю, истина будет лежать в комбинации всех возможных источников для навигации. Для решения задачи добраться до цели, находись она в соседнем городе или в другой галактике, быстро и точно, должны существовать разные технологии и передвижения, и навигации. Если мы знаем, что другие галактики существуют, знаем где, то должны существовать и способы, как туда добраться за разумное время. Соответственно, и методы навигации появятся.
Научные исследования у нас проводятся действительно системно, в рамках предусмотренной в Программе комплексной НИР «Развитие». А с 2015 года будут запущены еще три комплексных НИР. Так что в завтрашний день мы смотрим пусть и со сдержанным, но вполне обоснованным оптимизмом.
Пресс-служба ФГУП ЦНИИмаш

Источник:  http://new.tsniimash.ru/main.php?id=3&nid=525

Возврат к списку