17.04.2012

К 2020 году точность системы ГЛОНАСС будет не хуже, чем американской GPS, заявил глава Роскосмоса Владимир Поповкин на открывшемся в Москве шестом международном форуме по спутниковой навигации

На ее основе в России, Белоруссии, Казахстане и на Украине может быть создано единое навигационное поле.
Он подчеркнул, что в этом году утверждена новая федеральная целевая программа развития ГЛОНАСС до 2020 года. Среди основных задач - это придание ей точности не хуже, чем у американской системы.

Основная цель Форума, в котором участвуют представители Федерального космического агентства, информирование российской и зарубежной аудитории о состоянии и планах развития спутниковых навигационных систем, о государственной политике в области использования системы ГЛОНАСС в России, инновационных технологиях, аппаратуре спутниковой навигации и услугах, международном опыте использования навигационных систем, создании единых международных стандартов в области спутниковой навигации.

В рамках форума на "круглых столах" будут обсуждаться самые острые вопросы, связанные с развитием рынка навигационно-информационных услуг, в частности с созданием современных карт и ГИС, возможными направлениями развития навигационных приложений и LBS-услуг, будущим автомобильной навигации. Также будут рассмотрены вопросы, связанные с ролью государства в развитии рынка навигационных систем и услуг, проблемах и тенденциях развития законодательства в этой области.

На специализированных секционных заседаниях участники форума смогут высказать свои предложения по формированию благоприятных условий для эффективного внедрения инновационных технологий и обменяться опытом. В работе примут участие более 100 докладчиков из России, ближнего и дальнего зарубежья, представители министерств и ведомств, частных компаний, зарубежных и международных организаций.

В 2011 году завершилось выполнение федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система". Основная цель достигнута - восстановлена орбитальная группировка космических аппаратов системы ГЛОНАСС. Сегодня она насчитывает 31 космический аппарат, из которых 24 работают по целевому назначению. Это обеспечивает глобальное покрытие навигационным сигналом всей территории Земного шара. Еще два космических аппарата временно выведены на техобслуживание, четыре - находятся в орбитальном резерве, один - на этапе летных испытаний.

Система ГЛОНАСС осуществляет глобальное непрерывное навигационно-временное обеспечение потребителей во всех точках планеты с характеристиками сопоставимыми с GPS.

По словам Владимира Поповкина, спутниковая навигация стала незаменимой частью всей космической инфраструктуры. Она обеспечивает безопасность страны и является одним из направлений ее инновационного развития. "ГЛОНАСС является одной из приоритетных космических систем", - сказал руководитель космического ведомства.

Владимир Поповкин отметил, что российская система ГЛОНАСС строилась и строится на основе трех принципов: она является важнейшей для обеспечения безопасности страны и инновационного развития; сигнал ГЛОНАСС равно доступен для всех потребителей и предоставляется на безвозмездной основе; целостность системы и ее поддержание берет на себя государство.

Как отмечают российские эксперты, точность ГЛОНАСС вполне сопоставима с точностью GPS. Кроме того, более высокое наклонение орбит российских спутников делает ее более приспособленной для обеспечения потребителей в южных и северных районах Земного шара.

Как отметил на форуме заместитель главы "Российских космических систем" Григорий Ступак, в 2013 году начнутся испытания новейшего навигационного спутника "Глонасс-К" второй очереди.  Этот аппарат будет способен передавать четыре навигационных сигнала. Система ГЛОНАСС в ее гражданской части предназначена для формирования непрерывного поля навигационного сигнала, с помощью которого возможно высокоточное определение координат и скорости движения любых подвижных объектов, оснащенных приемниками системы. Она также обеспечивает решение задач в интересах безопасности России.

Аналитики отмечают, что должен быть развернут еще ряд группировок - от "низколетов", на которых будут располагаться картографические, геодезические и связные спутники, до высокоэллиптических орбит, на которых будут располагаться спутники перспективной системы "Арктика". Эта система будет создаваться в интересах в первую очередь наших северных территорий. Ведутся также исследования возможностей создания секционной наклонной орбиты, которая повысит точность мониторинга над территорией России до 3-5 сантиметров.

Заказчиками такой точности, как ни странно, оказались железнодорожники. Когда специалистам РЖД задали вопрос: "Зачем вам такая точность, ведь чтобы понять, по какой колее идет состав, хватит точности и 3 метра ?", - те ответили, что это нужно чтобы узнать, когда маневровый локомотив пройдет железнодорожную стрелку.  

Такая точность позволяет вести мониторинг соблюдения водителями пассажирского транспорта правил дорожного движения. Наблюдение в реальном масштабе времени даст возможность абсолютно верно сказать, кто нарушил правила дорожного движения,  кто выехал на полосу встречного движения и т.д. Конечно, для этого надо еще иметь аппаратуру в самих автомобилях.

У системы еще множество полезных приложений, она позволит вести контроль обработки дорожного полотна, выполнить точную и оперативную привязку строительных площадок в абсолютной системе координат, осуществлять вождение речных судов в узостях. Слова благодарности скажут и авиаторы: мониторинг позволит определять угловую ориентацию воздушных судов различного назначения, точно определить их местонахождение и скорость. Все эти функции невозможны без решения комплекса задач, в том числе задач фундаментального сегмента знаний, в решении которых принимают участие ученые РАН. Современная аэронавигация немыслима без услуг ГЛОНАСС/GPS.



Источник:  http://www.glonass-portal.ru/news/2012-04-17/glonass_2020_17Aprile.avcms

Возврат к списку