13.08.2013

У системы ГЛОНАСС стабильное будущее

VII Международный форум по спутниковой навигации, который состоялся в апреле в Москве, собрал специалистов разных стран. Один из них - Джейсон Янгсан Ким, старший аналитик по вопросам урегулирования космической политики из управления по использованию космического пространства министерства торговли США. Он поделился с «ВГ» своими впечатлениями о форуме, а также видением перспектив мирового рынка навигационных услуг.
- Господин Ким, как вы оцениваете работу VII Международного форума по спутниковой навигации?
- Это очень ценное мероприятие. Форум собрал очень много компаний, которые обсуждают будущее и ГЛОНАСС, и GPS. Надо сказать, основные конференции, которые я посещаю, имеют техническую ориентацию. Мы говорим про технические особенности, про антенны и так далее. Форум же в Москве посвящен в основном бизнес-аспектам применения навигационных систем.
- Что будет с рынком спутниковой навигации в ближайшие пять-десять лет?
- Мы оцениваем перспективы GPS и GNSS, как высоко и быстро растущий сегмент рынка во всем мире. Потому что эти две сферы очень динамично развивались последние десять лет. И будут такими темпами, пожалуй, развиваться и в дальнейшем. Я считаю, что в GNSS сейчас очень четко вырисовались несколько решений. Это GPS, ГЛОНАСС, Galileo в Европе, японская навигационная система, китайская «Бэйдоу», о которых мы слышали. Все они сейчас динамично развиваются, и это является самым ключевым драйвером, который развивает GNSS услуги во всем мире.
Налицо, в частности, рост потребительских приемников, которые будут использоваться все в большем и большем объеме. Количество их растет. Мобильная коммуникация позволяет получать доступ к таким услугам практически в любом месте, где бы вы ни находились. Именно это, пожалуй, и стимулирует существенный, взрывной рост таких решений в эти годы.
- Как оценивается американскими специалистами стабильность действия современной группировки ГЛОНАСС и системы в целом?
- Я знаю, что здесь были раньше проблемы, в основном, из-за недостатка финансирования. Как выглядит ситуация сейчас? Мы видим, что группировка спутников была существенно дополнена и расширена, благодаря финансированию, а также политической поддержке, политической воле правительства страны. Поэтому, мне кажется, что и у системы ГЛОНАСС, и у группировки, в частности, стабильное будущее.
- Какие перспективы, по-вашему, у коммерциализации GNSS? Я имею в виду глобальные навигационные системы, в том числе выходящие на рынок «Бэйдоу» и Galileo.
- Я считаю, появление новых глобальных навигационных спутниковых систем – это в целом положительный момент, который, в частности, приводит к увеличению на орбите количества навигационных спутников. Другими словам, в распоряжении обычного пользователя появляется дополнительное количество спутников, что в конечном итоге расширяет возможности систем навигации и доступ к ним.
Известно, что в каком-нибудь каньоне, овраге или в лесу, в плотной городской застройке затруднен доступ к приему устойчивого сигнала с некоторых аппаратов, которые относительно навигатора расположены ниже к горизонту. Возникает проблема. Поэтому, чем больше систем, тем больше спутников, больше доступность таких систем у конечного пользователя, и это всем полезно. Я считаю, что использование ГЛОНАСС, Galileo, GPS и других появляющихся систем, в конечном счете, доставляют конечному пользователю удобство и выгоду. Это самое главное.
- Сейчас в России основная сфера применения навигационных технологий - это транспортный мониторинг. На форуме большое внимание уделили «умному страхованию». Какие еще тренды в области навигационных применений, вы считаете, в перспективе в мире появятся?
- Я считаю, что задан потенциал развития этих систем с прицелом на использование в точных системах. Например, в системах передачи сигналов, системах передачи электроэнергии, в банковских и коммуникационных системах. То есть везде, где требуется точная передача сигнала, и передача его во времени. Именно вот в этих областях, я считаю, различные GNSS решения найдут популярность.
- А в чем основная уязвимость навигационных спутниковых систем, способная негативно повлиять на качество услуг для гражданского применения технологии в конечном итоге?
- Уязвимость достаточно высока, она в принципе связана со слабостью сигнала, которые излучают системы GNSS, будь то GPS, ГЛОНАСС или прочие. Сигнал слабый. Могу сказать, что его мощность не превышает мощности обычной лампочки. Поэтому помехи, которые возникают в силу различных природных явлений, будь то различные вспышки на Солнце, прочие солнечные события, а также намеренное или не намеренное «забивание» сигнала, например, вещание на близких частотах различных радиостанций может генерировать такие помехи – все это ослабляет сигнал. Это, пожалуй, основные слабые места, о которых вы спрашиваете.
Чтобы этого избежать, необходимо использовать различные резервные каналы передачи сигнала, возможны и какие-то прочие навигационные решения.
- На форуме в Москве говорили о станциях дифференциальной коррекции ГЛОНАСС, которые будут размещаться за пределами России, в том числе на территории Соединенных Штатов. Какие перспективы у этого проекта?
- Вообще мы очень активно над этим работаем, оказываем поддержку установке и строительству подобных корректирующих станций и станций мониторинга на территории Соединенных Штатов Америки. Этот вопрос обсуждается специальной делегацией в Вашингтоне, которая прибыла туда как раз для этого. Параллельно с этим проходит мероприятие на Гаваях. Так что этот вопрос активно обсуждается и будет решен положительно.
- Спасибо за интересную беседу.

Беседовал Константин КРЕЙДЕНКО, редактор журнала "Вестник ГЛОНАСС"
Статья из журнала "Вестник ГЛОНАСС" № 2(12) 2013
Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~HhX3c

Источник:  http://vestnik-glonass.ru/news/artcls/u_sistemy_glonass_stabilnoe_budushchee/

Возврат к списку