02.09.2013

Рынок навигации прирастает государством

Предпринимаемые правительством и бизнесом шаги по расширению сфер применения, увеличению масштабов внедрения навигационных технологий и услуг на базе системы ГЛОНАСС привели к значительному росту объёма навигационного рынка. Так, в 2012 году объём рынка бортовых устройств систем мониторинга транспорта составил более 550 тысяч единиц, что на 25 с половиной процентов больше, чем в предыдущем году. Регулируемый рынок, а это рынок B2G и транспорт, попадающий под обязательное оснащение, составил почти 40% от общего количества поставленных бортовых устройств.
Необходимо отметить, что потенциальная ёмкость рынка в 2012 году, по данным ГИБДД, составляла более 45 миллионов транспортных средств, большая часть которых – легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили. В сумме они составляют более 6 с половиной миллионов единиц. То есть проникновение навигационных технологий на потенциальный рынок составило немногим более 3%. Но, тем не менее, потенциальный объём неоснащённых транспортных средств в 2012 году более чем в 4 раза превышает суммарный объём оснащённого транспорта за последние 5 лет. Всего было оснащено порядка полутора миллионов единиц транспорта. По самым пессимистичным оценкам, в 2013 году потенциальный объём рынка составит более 47 миллионов единиц, из которых около 7 миллионов единиц – автобусы и грузовой транспорт.
За последние 3 года количество транспортных средств в России ежегодно растёт приблизительно на 4%. В численном выражении это около 1 миллиона 880 тысяч единиц в год. В свою очередь, объём рынка бортовых устройств с функцией навигации прирастает на 20-25%. В этом году, в связи с вступающими требованиями по обязательному оснащению отдельных категорий транспортных средств, эти показатели будут значительно превышены.
По предварительным оценкам Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», в конце первого квартала, по результатам отчётности компаний за 2012 год, на регулируемом и нерегулируемом рынках определились явные лидеры, которые из года в год удерживают свои позиции. Основу рынка по занимаемой доле составляют группа компаний «М2М телематика», «Русские навигационные технологии» и группа компаний «Навигатор». На регулируемом рынке конкуренция более жёсткая, тут на долю лидеров приходится более 80% рынка.
На нерегулируемом рынке на тройку лидеров приходится немногим более половины всего объёма рынка, и крупные игроки занимаются, преимущественно, оснащением предприятий с большими автопарками. В данном сегменте конкурентной стратегией для многих участников рынка может быть оснащение предприятий с малыми автопарками, а это до 30 машин и фокусирование на нишевых потребителях.
Основными факторами, на данный момент оказывающими наибольшее влияние на объёмы рынка, являются:
• государственное стимулирование через разработку нормативно-правовой и нормативно-технической базы;
• финансирование оснащения государственного транспорта;
• поддержание и развитие инфраструктуры навигационной отрасли.
Интересы государства по расширению использования технологий ГЛОНАСС связаны с возвратом инвестиций, вложенных в создание и поддержание системы, а также возможностью применения спутниковой навигации при решении инфраструктурных проблем. Это безопасность на дорогах, пробки, контроль и организация работы служащих.
Также на создание инфраструктуры в регионах влияют участники отрасли, создавая каналы распространения и открывая производственные базы, тем самым приближаясь к потребителю.
Другой важный фактор – «эффект толпы». Это последствия маркетинговой стратегии предприятий по продвижению товара и информирования общественности. ГЛОНАСС становится брендом. Слабой стороной этого эффекта является заинтересованность части заказчиков не в функционале устройств, систем и оптимизации работ, а в сопутствующих личных бонусах, например карьерных.
Развитие предложений нового функционала, продуктов и ориентация на ниши привлекают новых клиентов на рынок. Наиболее инновационно-активные компании имеют конкурентные преимущества на рынке.
Несмотря на то, что оснащение оборудованием ГЛОНАСС призвано повысить безопасность на дорогах, в настоящее время взаимосвязи между увеличением внедрения бортового оборудования с ГЛОНАСС и количеством ДТП и пострадавших не наблюдается. Возможно, причиной тому – ещё очень низкий процент проникновения систем мониторинга на потенциальный рынок. Полагаю, картина может резко измениться с запуском системы «ЭРА ГЛОНАСС».
По результатам опроса, проведенного Ассоциацией «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», основными помехами на пути более динамичного роста рынка являются:
• состояние значительной неопределённости в части формирующейся нормативно-правовой и нормативно-технической базы. В таких условиях позволить себе значительные инвестиции в этот рынок могут лишь крупные компании, для малых игроков слишком велик риск невозврата;
• недостаточная поддержка государством инноваций;
• нехватка научно-исследовательских ресурсов в компаниях;
• нехватка свободных финансовых средств на развитие;
• отсутствие заинтересованности большинства потребителей в инновациях.
Сильное влияние государства на рынок также порождает и проблемы: использование административного ресурса, недобросовестная конкуренция, дезинформация потребителей относительно действующего законодательства и его ближайших изменениях, характеристиках и качестве продуктов (своих и своих конкурентов). Эти два фактора особенно неблагоприятно влияют на конкурентную борьбу, лишая малые компании мотивации совершенствовать продуктовый портфель.
Для решения проблем недобросовестной конкуренции в различных её проявлениях необходимо использовать механизмы подтверждения заявляемых производителем характеристик оборудования.
Одним из таких механизмов на рынке навигационного оборудования и услуг является добровольная сертификация оборудования.
В 2008 году в Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» была создана система добровольной сертификации «Базис».
Не менее важным фактором защиты потребителей является их информирование о текущей ситуации на рынке, новых возможностях технологии, новых решениях и продуктах, динамично меняющемся правовом поле.
В этих целях в 2010 году был создан специализированный журнал «Вестник ГЛОНАСС», который, помимо печатной версии, свободно доступен в электронном виде, а новости мира навигации вы можете получать в удобном для вас формате: печатном, электронном или через все ведущие социальные сети.

Игорь Лисовой, главный редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС»

Статья из журнала "Вестник ГЛОНАСС" Специальный выпуск. Апрель 2013

Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~gb8Pm

Источник:  http://vestnik-glonass.ru/news/artcls/rynok_navigatsii_prirastaet_gosudarstvom/

Возврат к списку