22.04.2014

Президент НП "ГЛОНАСС": Китай заинтересовался системой "ЭРА-ГЛОНАСС"

Накануне Международного навигационного форума президент НП "ГЛОНАСС" Александр Гурко рассказал в интервью РИА Новости о развитии одного из основных проектов партнерства — системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", об интересе, проявленном к ней зарубежными коллегами и планах на предстоящую конференцию.

— Александр Олегович, НП "ГЛОНАСС" — единственный исполнитель проекта создания и внедрения государственной системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС". На каком этапе сейчас находится развитие и внедрение системы?

— Проект "ЭРА-ГЛОНАСС" стартовал в 2009 году, когда он был одобрен Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. Первый контракт — это май 2010 года. За это время сформирована нормативная база — в прошлом году был принят, а с 1 января этого года вступил в силу Федеральный закон "О системе "ЭРА-ГЛОНАСС". В январе прошлого года были внесены изменения в Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", в соответствии с которым со следующего года для прохождения сертификации автомобилям, которые продаются в Казахстане, Белоруссии и России, необходимо иметь на борту устройство или систему, отвечающие требованиям "ЭРА-ГЛОНАСС". С 2017 года эти требования распространяться на все автомобили, впервые поступающие в продажу на территории трех государств.

В декабре 2013 года система была сдана государственному заказчику — Минтрансу России, введена в эксплуатацию, в этом году ведутся работы по внедрению системы. Сроки неизменны: с 1 января 2015 года система должна быть введена в промышленную эксплуатацию и функционировать по всей территории России.

Со следующего года услуги "ЭРА-ГЛОНАСС" можно получать и не дожидаясь 2017 года и покупки нового автомобиля. Для этого надо приобрести терминал, который поддерживает "ЭРА-ГЛОНАСС", установить его в сертифицированном центре и подключиться к системе.

Что касается инфраструктуры "ЭРА-ГЛОНАСС". Это совокупность навигационно-информационной платформы и телекоммуникационной подсистемы, которая позволяет передавать информацию из автомобиля в центр обработки и после первичной фильтрации на ложные и истинные вызовы передавать ее в систему 112 или (и) в системы экстренных оперативных служб.

— Каким образом определяется, был ли вызов ложным?

— Система "ЭРА-ГЛОНАСС" активируется автоматически в случае тяжелого ДТП, когда срабатывает подушка безопасности или датчики ускорения показывают большую перегрузку. Или же в ручном режиме, когда водитель нажимает тревожную кнопку, чтобы сообщить о каком-то происшествии на дороге, — не важно, с ним оно произошло или с кем-то рядом. В любом случае информация о происшествии поступает в контакт-центры системы "ЭРА-ГЛОНАСС".

Эти контакт-центры выполняют функцию своеобразного фильтра и проводят первичную диагностику события. Оператор связывается непосредственно с пострадавшим или вызывавшим и выясняет обстоятельства аварии или вызова, чтобы отсечь ложные сигналы. Терминалы "ЭРА-ГЛОНАСС" в обязательном порядке имеют динамик и микрофон, чтобы оператор мог свободно общаться с водителем или пассажиром автомобиля, из которого поступил вызов.

После первичной обработки информация передается в систему 112. Система 112 — это диспетчерская служба, она уже обеспечивает реагирование силами и средствами МВД, МЧС, скорой помощи. При этом для помощи пострадавшим к месту происшествия выезжают именно ближайшие экипажи.

— Сколько времени занимает передача данных через "ЭРА-ГЛОНАСС" до того момента, когда уже на место происшествия должны прибыть расчеты?

— По стандарту системы "ЭРА-ГЛОНАСС" передача информации должна занимать не более 20 секунд. Тысячи проведенных тестовых вызовов показывают, что сообщение идет в среднем десять секунд. То есть в два раза быстрее.

Наша задача — передать информацию о происшествии. Непосредственно реагирование, его сроки и регламент уже устанавливаются нормативной базой взаимодействия МВД, МЧС и скорой помощи. В каждом субъекте РФ время реагирования разное, потому что везде разные расстояния и дорожная ситуация. Вообще, скорая помощь и наряды МВД должны приезжать в среднем через 15-20 минут после поступления вызова.

— Каковы перспективы развития системы экстренного реагирования "ЭРА-ГЛОНАСС"?

— У развития системы несколько направлений.

Первое связано с улучшением покрытия услуги. Это и работы собственно операторов сотовой связи по радиопокрытию, и применение спутниковой связи в труднодоступных или малонаселенных районах.

Второе направление — это оказание дополнительных коммерческих услуг на базе "ЭРА-ГЛОНАСС". Задача — снизить нагрузку на федеральный бюджет, а также способствовать развитию рынка услуг на основе ГЛОНАСС-технологий. Это услуги страховой телематики, дистанционной диагностики автомобиля, информирования участников дорожного движения, помощи на дорогах, услуги эвакуаторов и так далее.

Эти работы лежат в тренде развития мирового автомобилестроения.

— Не планируют ли другие страны СНГ участвовать в этой системе, помимо России, Белоруссии и Казахстана?

— Что касается других стран, я надеюсь, они будут присоединяться. Сейчас нормативная база системы "ЭРА-ГЛОНАСС" касается только стран Таможенного союза. Недавно Армения заявила о вступлении в ТС.

18 апреля на острове Русский состоялось заседание российско-китайской комиссии — там мы также доложили этот вопрос. Мы считаем, что "ЭРА-ГЛОНАСС" имеет экспортный потенциал как комплексная система решений и услуг. Мы предлагаем другим странам присоединиться к нашей системе или построить аналогичную с нашей помощью.

— Вы имеете в виду совместное предприятие/производство?

— Да, это было предложено — создание рабочей группы и в итоге, возможно, совместного сервис-провайдера услуг на основе такой системы. Китайские коллеги очень заинтересованы в нашем опыте и попросили им рассказать про систему "ЭРА-ГЛОНАСС".

В данном случае мы опередили Европу. При создании системы мы использовали опыт Бразилии, где также строится государственная система, но несколько в других целях. У них это в первую очередь система регистрации автотранспорта, противодействия угонам и поисковая система.

Коллеги из Евросоюза тоже нам помогали в части анализа технологий и стандартизации — наша задача была обеспечить совместимость российской и европейской (eCall) систем.

Мы хотим решить похожую задачу на Евразийском пространстве — создать непрерывную единую транспарентную зону для услуг реагирования и помощи на дорогах с Китаем и странами, которые с нами граничат на востоке.

— В чем основная разница между российской системой ЭРА-ГЛОНАСС и ее зарубежными аналогами? В чем ее преимущество?

— Про отличие от бразильской системы я уже рассказал. В Евросоюзе основной недостаток системы, на наш взгляд, в ее разрозненности.

Потому что 27 государств никак между собой окончательно не могут договориться о единой технической политике, синхронизации не хватает, много "демократии". Системы в разных странах организованы по-разному: где-то это частные центры обработки информации, где-то это центры местных МЧС. Им очень сложно гармонизировать именно организационные и бизнес-модели по коммерциализации этих структур, а не технические стандарты. Поэтому начали они много раньше нас — где-то в 2004 году, а по плану завершение работ — 2017 год. 15 лет!

Нам в этом смысле проще — у нас одна страна. Сравните у нас: идея — сентябрь 2009 года, готовность системы и нормативной базы — декабрь 2013 года. Четыре года!

При этом в "ЭРА-ГЛОНАСС" реализовано много инновационных решений: например, телекоммуникационная сеть сделана в формате Full MVNO.

Это виртуальный оператор, который подключен ко всем основным сотовым операторам, работающим в России. Это обеспечивает бОльшую надежность и лучшее покрытие услуги связи. У нас отработаны пилотные системы высокоточного позиционирования в Башкортостане и Ленинградской области. Они дают сантиметровую точность, что важно для разбора ДТП и страховых продуктов, где требуется высокая точность и юридическая значимость информации.

У нас есть резервный SMS-канал, которого нет в Европе. Мы понимаем, что далеко не везде у нас есть высокий уровень сигнала GPRS или 3G, поэтому там, где сигнал слабый, есть техническая возможность передать информацию экстренного вызова посредством SMS-сообщения.

— Есть ли в планах внедрения системы передачи данных LTE 4G?

— При проектировании системы закладывалась поддержка и LTE-стандарта, но мы понимаем, что реальное покрытие этой технологии еще мало и пройдет несколько лет, пока она проникнет в регионы. Более того, для экстренного вызова, где объем передаваемой информации небольшой, необходимость скоростного LTE не очевидна.

— Какие дополнительные сервисы возможны на базе "ЭРА-ГЛОНАСС"?

— Система действует во всех субъектах РФ, это позволяет оказывать услуги для государственных, корпоративных и частных потребителей на всей территории России.

Сейчас на транспортном комплексе реализуется несколько крупных государственных инициатив. Это создание системы взимания платежей с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам. Система тахографического контроля, которая в перспективе должна стать онлайн-системой. Система надзора за перевозкой опасных грузов и перевозками пассажиров. Все эти и другие системы- потенциальные пользователи инфраструктуры "ЭРА-ГЛОНАСС". Конечно, на коммерческой основе.

— Вы не предлагали взаимодействие организации "Московский паркинг" по оплате парковочных мест? Пользователи часто жалуются на неотлаженность системы платных парковок в Москве, платежи плохо проходят, не всегда удается через SMS-продлить срок действия услуги.

— Да, это одно из возможных применений. В автомобиле уже по факту стоит навигационный приемник и модем связи. Информация о местоположении и точном времени стоянки "от и до" автомобиля может быть напрямую передана в систему платной парковки. Конечно, если автовладелец на это согласен, потому что это платная услуга. Но отправка SMS (причем нескольких) это тоже за плату. Но наше предложение удобнее для потребителя — один-два клика, и не надо даже искать табличку с номером паркинга.

Услуга передачи экстренного вызова в систему "ЭРА-ГЛОНАСС" всегда и для всех бесплатная. Но она предоставляется только в момент аварии, желательно, чтобы такой ситуации вообще не было.

Оператор не знает и не может знать, где находится автомобиль, пока не произошло ДТП или пока водитель сам не нажал тревожную кнопку.

В случае подключения дополнительных платных сервисов — это уже договорные отношения автовладельца и оператора. В рамках этих отношений автовладелец соглашается на предоставление оператору навигационной информации.

— На этой неделе пройдет выставка "Навитех" и Международный навигационный форум. Какие ключевые темы для обсуждения на форуме?

— Навигационный форум традиционно собирает специалистов и пользователей навигации, представителей органов власти из разных стран.

Это событие международного уровня, аккредитованное при ООН. Сама конференция будет проходить в восьмой раз, а выставка "Навитех" — в шестой. Выставка растет ежегодно на 20-30%, это очень популярное событие в нашей области. Первое по масштабам и уровню и в России, и в странах ЕврАзЭС, и в Восточной Европе.

На форуме обсуждаются итоги прошедшего года в части развития технологий, их применения и нормативной базы, проводятся круглые столы и панельные обсуждения. В этом году особое внимание на форуме будет уделено потребительскому рынку и сервисам для конечных пользователей. В свете этого проведен ребрендинг атрибутов — сайта, портала, рекламных материалов.

На выставке также будет сделан акцент в сторону потребительских сервисов. На стенде НП "ГЛОНАСС" будет выделено специальное место для стартапов в области применения навигации на потребительском рынке, молодые компании будут представлять новые услуги. Так что выставка "Навитех", несомненно, будет интересна широкому кругу специалистов и потребителей навигационных продуктов и услуг.


Источник:  http://ria.ru/interview/20140422/1004927957.html

Возврат к списку