23.09.2014

Рынок услуг ГЛОНАСС и GPS и перспективы его развития

Мы уже не можем представить себе нашу жизнь без навигации — без сервисов, позволяющих легко добираться до нужного места, без электронных карт или геолокации. И это только начало эры нового применения спутниковых систем, отвечающих за ваше позиционирование.

Эксперты говорят о кардинальных изменениях на навигационном рынке, которые происходят благодаря развитию новых технологий, создаваемых в инновационных цент­рах — например, таких, как «Сколково».

Переломный момент

Старые навигационные устройства и сервисы отходят в прошлое, их моментально замещают новые, которые совсем скоро навсегда изменят нашу повседневную жизнь. Дату рождения массового рынка технологий с применением спутниковой навигации можно определить точно: 2 мая 2000 года — когда США сняли искусственное «загрубление» сигнала системы GPS и в один миг улучшили его точность для обычного гражданского потребителя со 100 до 10 м. Это сделало потребительскую навигацию намного более ценной.

Спутниковая навигация использовалась в сугубо профессиональных целях — для нужд авиации, в судоходстве и геодезии — и была недоступна обычным людям. С этого момента «бытовой» рынок начал быстро расти. Основными продуктами применения спутниковых навигационных систем в обычной жизни стали привычные персональные навигаторы, а для бизнес-потребителя самыми востребованными оказались системы мониторинга автомобильного транспорта в различных формах и модификациях.

Так было вплоть до недавнего времени, пока развитие технологий не открыло бизнесу новые рубежи. «В последние годы производство персональных навигаторов неуклонно снижается. Начался этот процесс на развитых рынках. Они уступили место новым навигационным устройствам — смартфонам, продажи которых в 2014 году составят более миллиарда единиц, — рассказывает Андрей Ионин, главный аналитик НП «ГЛОНАСС». — Можно констатировать, что первый этап развития потребительского рынка, основными продуктами которого были персональные навигаторы и системы мониторинга транспорта, завершен, а навигационные технологии продолжили свое развитие в совершенно новых направлениях».

Единая навигация

Компании, работающие в сфере наземной навигации, сейчас используют совсем другие технические решения и ориентированы на другие бизнес-ценности. «Если говорить о рынке смартфонов, то нужно понимать, что это абсолютно отдельный сегмент, где основные драйверы помимо самих смартфонов — приложения, продающиеся через электронные магазины, такие как AppStore, PlayMarket и др.», — поясняет Андрей Ионин.

По оценкам экспертов, до 80% продаваемых сегодня приложений для смартфонов так или иначе используют местоположение потребителя, а значит, зависят от технологий навигации. «Эта функция укоренилась глубоко и используется практически везде, даже в приложениях, которые на первый взгляд мало относятся к навигации», — утверждает специалист. Поэтому рынок развивается по законам, которые диктуются конкуренцией между компаниями-производителями — как смартфонов, так и программного обеспечения.

Самой перспективной технологией в этом сегменте является «единая навигация», которая поможет ориентироваться как на открытом пространстве, так и внутри помещений. «Проблема заключается в том, что внутри помещений спутниковая навигация просто не работает. Для того чтобы ее обеспечить под открытым небом, потребовалось создать и вывести на орбиту спутниковые группировки (ГЛОНАСС и GPS), а внутри их сигнал блокируется стенами зданий», — поясняет Руслан Будник, генеральный директор компании «СПИРИТ Навигация», которая разрабатывает такие системы и является резидентом Фонда «Сколково».

Между тем сегодня это самая актуальная задача для навигации. Удобно, если бы смарт­фон помогал нам ориентироваться в магазинах, показывая путь к полке с нужным товаром, строил маршрут в бизнес-центрах с учетом поворотов, лестниц и эскалаторов, а в аэропорту показывал бы дорогу к стойке регистрации. «Ориентация внутри помещений — основной технологический драйвер для навигации в смартфонах, и инновационные разработки в ближайшем будущем будут именно здесь», — убежден Андрей Ионин.

И хотя многие компании предлагают свои технические решения, большинство из них не годятся, потому что связаны со специальным и дорогостоящим оборудованием помещений. Более совершенные решения очень дороги. «Будущее за теми, кто разработает самую простую и дешевую технологию. Они получат огромный рынок, потому что в ней заинтересованы все производители и, главное, пользователи смартфонов», — уверен специалист.

Вклад сколковских компаний

Поэтому решение ищут тысячи разработчиков по всему миру. Один из интересных вариантов предложила российская компания «СПИРИТ Навигация», получившая грант Фонда «Сколково» в размере 30 млн рублей. «Мы решаем задачу высокоточного позиционирования и надежной навигации внутри помещений без установки каких-либо дополнительных маяков — за счет использования естественных источников навигационной информации, получаемой от сенсоров смартфона или носимого устройства (очки, браслет)», — рассказывает Руслан Будник.

Принципиальное отличие разработок российских ученых заключается в количестве интегрируемых технологий: обычно пытаются решить задачу с помощью одной-двух технологий, а специалисты «СПИРИТ» используют минимум пять, повышая тем самым точность и надежность своей системы. «Мы уже внедряем наш продукт в одном из музеев города и затем переходим к его коммерческой эксплуатации», — сообщает Руслан Будник.

В этом же направлении работает и другой резидент «Сколково» — компания «РобоСиВи», которая делает навигационные сервисы для складских машин. Интересно, что начало этой компании положили исследования в области космоса — специалисты создавали небольшой луноход в рамках конкурса, объявленного «Гуглом». В этом проекте они и опробовали компьютерное цифровое зрение, которое теперь применяют для ориентации роботизированных укладчиков и погрузчиков на складах. Ведь такие машины тоже должны ориентироваться в пространстве, почти как луноход. У компании уже появились первые коммерческие контракты.

Автомобильный футуризм

Другой, очень перспективный сегмент навигационного рынка, которому аналитики предрекают бурное развитие, — транспортная навигация нового поколения. «Речь идет о возможности подключения автомобиля к интернету (connected car), — поясняет Андрей Ионин. — Именно эту цель ставят компании-софтверы и автопроизводители». По прогнозам рыночных аналитиков, уже к 2017 году в мире будет более 400 млн машин, подключенных к интернету заводским способом, что создаст новые возможности и для автомобилистов, и для бизнеса. Поэтому не случайно, что все крупнейшие производители софта, такие как Apple, Google, Microsoft, уже создали альянсы с автоконцернами для разработки технологий и поиска новых возможностей.

Еще один перспективный тренд — использование навигации в системах управления беспилотными или полуавтоматическими транспортными средствами. Ключевым условием для работы роботизированного автомобиля тоже является наличие навигационных данных. «Если для смартфонов основной тренд — это создание единой навигации, то для автотранспорта — развитие умных транспортных средств: автомобилей и беспилотников», — размышляет Андрей Ионин. По некоторым оценкам, полностью роботизированные автомобили, где функции человека сведутся к тому, чтобы сесть в машину и ввести пункт назначения, появятся приблизительно в 2020 году.

Безопаснее и умнее

Конечно, для транспорта очень важно, чтобы все навигационные данные были надежными, ведь это касается безопасности на дороге. Но, к сожалению, современные навигационные системы назвать надежными пока нельзя. Поэтому сервисы, обеспечивающие им повышенную надежность передачи данных, сейчас будут широко развиваться. В идеале информацию, полученную с них, можно будет использовать даже для решения юридических или финансовых вопросов. Чтобы человек, попавший, скажем, в ДТП, мог бы использовать ее при предъявлении претензий в официальные учреждения.

Раз автомобили становятся все умнее, скоро им удастся обмениваться информацией между собой и с транспортной инфраструктурой. То есть новые системы транспорта будут представлять связанную между собой разветвленную сеть, которая будет обмениваться информацией, а значит, можно будет строить принципиально другие системы управления транспортными потоками и обеспечения безопасности на транспорте.

«Как только автомобили станут роботизированными, кардинально поменяются требования ко всей транспортной инфраструктуре», — не сомневается Андрей Ионин. Непривычно, но автомобилю-роботу не требуется освещение дороги, не нужны плавные повороты и даже дорожные знаки, указатели, разметка — все это будет записано у него в памяти. Самое важное — гарантированная подключенность к интернету. Кроме того, роботизированная машина сможет ехать на минимальном расстоянии от впереди идущей, поскольку будет точно знать, когда та будет тормозить, ускоряться, поворачивать. Новшества позволят более эффективно использовать уже существующие дороги, а значит, экономить на строительстве новых. Ряд американских ученых уже рекомендуют правительству перестать строить новые дороги, поскольку для автомобилей-роботов будет вполне достаточно тех, что уже есть.

Многие эксперты также считают, что в будущем люди будут постепенно отказываться от покупки собственных автомобилей, переходя на их краткосрочную аренду, как сейчас мы берем напрокат велосипеды. «Пока все находится на начальном пути, новые стандарты еще только вырабатываются. Но все прекрасно понимают, что эта транспортная революция произойдет буквально в ближайшие годы», — отмечает специалист.

Первые пилотные проекты уже появляются, в том числе и в России. Например, компания — резидент «Сколково» WayRay разрабатывает автомобильный навигатор с дополненной реальностью. Изображение будет проецироваться прямо перед водителем, что позволит меньше отвлекаться при вождении, поскольку основная информация всегда будет перед глазами.

Другой сколковский резидент — компания «Аэроб» — разрабатывает беспилотные летательные аппараты, которые позволят доставлять грузы к месту назначения, проводить мониторинг экологической обстановки и проч. Для управления беспилотниками тоже нужна надежная навигация, и, если российским разработчикам удастся такую систему создать, ее можно будет перенести и на другие продукты — в частности, применять на автомобильном транспорте.

Группа компаний «Навигатор» — резидент космического кластера — занимается созданием международной сети операторов, которая позволит повысить безопасность транспортных перевозок с использованием спутниковых технологий. «Сейчас решается вопрос о создании универсального программного продукта, который бы позволил конечному пользователю получать достоверную информацию о местонахождении транспорта, его техническом состоянии, контроле топлива и прочего», — отмечает заместитель гендиректора компании Вячеслав Малачев. При этом предполагается возможность использования спутниковых группировок разных стран.

Специалисты уверены, что все эти технологии будут очень востребованы рынком, а значит, прибыльны. Как только они появятся, это кардинально изменит многие сферы экономики, и в первую очередь наши представления о навигации и транспорте.

ИЗВЕСТИЯ


Источник:  http://izvestia.ru/news/576941

Возврат к списку