Эксперимент "Северный морской путь 2011"

Завершена обработка результатов эксперимента «Северный морской путь 2011», организованного ИАЦ КВНО ЦНИИмаш при содействии Департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Подробнее...

Основные задачи эксперимента:

  • Тестирование отечественных и зарубежных образцов навигационной потребительской аппаратуры, в том числе и с использованием дифференциального режима навигации.
  • Оценка точности построения траекторий движения судна на основании апостериорной обработки данных различных двухчастотных (L1, L2) ГЛОНАСС/GPS приемников.
  • Оценка реальной навигационной обстановки в процессе перехода.
  • Отработка технологии обмена данными между мобильным пунктом мониторинга (на корабле) и ИАЦ КВНО.
подробнее...

Трасса перехода патрульного судна ПС-824

Сообщения, поступающие с судна

все сообщения...

Описание эксперимента

28.08.2011 стартовал эксперимент по оценке навигационной обстановки в высоких северных широтах при переходе Северным морским путем по маршруту Мурманск - Петропавловск-Камчатский – Невельск с использованием различных типов спутниковой навигационной аппаратуры на основе ГЛОНАСС и GPS.

     Эксперимент организован Информационно-аналитическим центром координатно-временного и навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО) ФГУП ЦНИИмаш при содействии департамента Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России и проводится на новейшем корабле Береговой охраны - патрульном судне ПС-824, перегоняемом к месту постоянной дислокации на о. Сахалин.

Судно береговой охраны ПС-824

В переходе принимают участие специалисты ИАЦ КВНО А.А. Бермишев (левый снимок) и В.Л. Лапшин (правый снимок).

Основные задачи эксперимента

  • Тестирование отечественных и зарубежных образцов навигационной потребительской аппаратуры, в том числе и с использованием дифференциального режима навигации.
  • Оценка точности построения траекторий движения судна на основании апостериорной обработки данных различных двухчастотных (L1, L2) ГЛОНАСС/GPS приемников.
  • Оценка реальной навигационной обстановки в процессе перехода.
  • Отработка технологии обмена данными между мобильным пунктом мониторинга (на корабле) и ИАЦ КВНО.

В эксперименте участвуют новейшие образцы навигационной аппаратуры отечественных и зарубежных производителей – КБ «НАВИС», РИРВ, НИИ КП, Ижевского Радиозавода, "Радио Комплекс", Javad GNSS, Leica (предоставлено компанией Навгеоком) и др. В подготовке эксперимента принимал участие Научно-производственный центр "Технологическая лаборатория" (г.Мытищи М.О.).

По результатам эксперимента планируются публикации в открытой печати, а также доклады в рамках научно-технического совета ИАЦ КВНО ЦНИИмаш и других научно-технических конференций.

Для эксперимента предоставлена следующая аппаратура:


НАП СН-5703 (КБ Навис)

Аварийно-спасательный радиомаяк ПАРМ-406А (НИИ КП)

НАП НТ-1813 персональный навигатор ГЛОНАСС/GPS (РИРВ)

НАП АКВА-БОРТ-12 (РИРВ)

Геодезический приемник ГЛОНАСС/GPS "Изыскание" (РИРВ)

Геодезический приемник Triumph V.S. (Javad)

Геодезический приемник Sigma (Javad)

Геодезический приемник Viva GS10 (Leica, предоставлено компанией Навгеоком)

РК-2006мк2 - Судовой приемоиндикатор ГНСС ГЛОНАСС/GPS со встроенным приемником дифференциальной поправки («Радио Комплекс»)

РК-2106 - Судовой приемоиндикатор ГНСС ГЛОНАСС/GPS со встроенным приемником дифференциальной поправки и функцией выдачи углов курса/крена/дифферента («Радио Комплекс»)

Также в эксперименте участвует навигационная аппаратура общего применения (НАП ОП) (НИИ КП).

Результаты эксперимента Северный морской путь 2011

Основные результаты эксперимента:

  • Получены оценки реальной навигационной обстановки вдоль трасс СМП. подробнее...
  • Получены оценки позиционирования отечественных образцов навигационной потребительской аппаратуры в различных режимах навигации. подробнее...
  • Получены оценки качества работы контрольно-корректирующих станций, расположенных на побережьях Северного ледовитого и Тихого океанов. подробнее...
  • Отработана технология построения контрольной траектории на основании апостериорной обработки данных различных двухчастотных (L1, L2) ГЛОНАСС/GPS приемников с оценкой точности. подробнее...
  • Проведена экспериментальная отработка технологии обмена данными между кораблем и ИАЦ КВНО, а также диспетчерским центром КБ НАВИС в Санкт-Петербурге. подробнее...

Заключение:

В ходе эксперимента проведено тестирование более десяти образцов новейшей одно и двухчастотной навигационной ГЛОНАСС/GPS аппаратуры разработки ведущих российских и зарубежных производителей – РИРВ, КБ НАВИС, Ижевский радиозавод, ООО «Радио Комплекс», НИИ КП, Leica GeoSystems, JNSS (Javad). При этом:

  • Тестируемые образцы навигационной аппаратуры на протяжении всего перехода работали в различных режимах навигации – по ГЛОНАСС, по GPS, в совмещенном режиме ГЛОНАСС + GPS. Абсолютный режим работы чередовался с дифференциальным.
  • На протяжении всего перехода прием корректирующей информации производился более чем от двадцати контрольно-корректирующих станций, включая зарубежные, расположенных по пути следования корабля вдоль побережья Северного ледовитого и Тихого океанов. Это позволило получить сравнительные оценки точности позиционирования навигационной аппаратуры при работе с различными контрольно-корректирующими станциями.
  • Экспериментальная отработка производилась в широком широтном от 35° с.ш. до 77.5°с.ш. и долготном от 33° в.д. до 170.5° з.д. диапазонах. Пройденное расстояние составило 10000км.
  • Эксперимент проводился в различных погодных условиях северных и восточных широт, при наличии метеоосадков – дождь, снег, туман, сильный ветер, пятибалльный шторм и др.
  • В эксперименте отрабатывались передовые технологии спутниковой ГЛОНАСС/GPS навигации для решения задач мониторинга движения корабля и другие.

Перечисленные факторы послужили естественным испытательный полигоном, который позволил провести отработку передовых ГЛОНАСС/GPS технологий навигации, управления, связи, мониторинга с использованием разработанных методик.

Полученные результаты могут быть использованы для доработки навигационной потребительской аппаратуры и ее программно-математического обеспечения. Разработанные технологии могут быть использованы для построения высокоточных границ водных акваторий, для высокоточной привязки аппаратуры и оборудования при проведении водолазных работ, работ на морском шельфе при разработке полезных ископаемых, высокоточном определении координат затонувших кораблей и т.п.