Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

История ГЛОНАСС

Эволюция ГЛОНАСС

Впервые использовать спутники для навигации предложил проф. В.С. Шебшаевич в 1957 году. Такая возможность была открыта им при исследовании приложений радиоастрономических методов в самолетовождении. После этого в ряде советских институтов были проведены исследования, посвященные вопросам повышения точности навигационных определений, обеспечения глобальности, круглосуточного применения и независимости от погодных условий. Данные исследования были использованы в 1963 году при проведении опытно-конструкторских работах над первой отечественной низкоорбитальной системой «Цикада». В 1967 году был выведен на орбиту первый навигационный отечественный спутник «Космос-192», который обеспечивал непрерывное излучение радионавигационного сигнала на частотах 150 и 400 МГц в течение всего времени активного существования.

Система «Цикада» была сдана в эксплуатацию в составе четырех спутников в 1979 году. Навигационные спутники были выведены на круговые орбиты высотой 1000 км с наклонением 83° и равномерным распределением плоскостей орбит вдоль экватора. Система «Цикада» позволяла потребителю в среднем через каждые 1.5…2 часа входить в радиоконтакт с одним из спутников и определять плановые координаты своего места при продолжительности навигационного сеанса до 5…6 мин. Навигационная система «Цикада» использовала беззапросные измерения дальности от потребителя до навигационных спутников. Наряду с совершенствованием бортовых систем спутника и корабельной навигационной аппаратуры, серьезное внимание было уделено вопросам повышения точности определения и прогнозирования параметров орбит навигационных спутников.

В дальнейшем спутники системы «Цикада» были дооборудованы приемной измерительной аппаратурой обнаружения терпящих бедствие объектов, оснащенных специальными радиобуями. Их сигналы принимались спутниками системы «Цикада» и ретранслировались на специальные наземные станции, где производилось вычисление точных координат аварийных объектов (судов, самолетов и др.). Дооснащенные аппаратурой обнаружения терпящих бедствие спутники «Цикада» входили в систему «Коспас», которая совместно с американо-франко-канадской системой «Сарсат» образовывали единую службу поиска и спасания «Коспас-Сарсат», на счету которой уже несколько тысяч спасенных жизней. Создавалась КНС «Цикада» (и ее модернизация «Цикада-М») для навигационного обеспечения военных потребителей и эксплуатировалась с 1976 года. После 2008 года потребители КНС «Цикада» и «Цикада-М» были переведены на обслуживание системой ГЛОНАСС и эксплуатация этих систем была прекращена. Выполнить требования большого числа потребителей низкоорбитальные системы в силу принципов, заложенных в основу их построения, не могли.

Успешная эксплуатация низкоорбитальных спутниковых навигационных систем морскими потребителями привлекла широкое внимание к спутниковой навигации, что обусловило необходимость создания универсальной навигационной системы, удовлетворяющей требованиям подавляющего большинства потенциальных потребителей.

На основе проведенных многосторонних исследований отечественными специалистами была выбрана штатная ОГ ГЛОНАСС из 24 спутников, расположенных на средневысотных околокруговых орбитах с номинальными значениями высоты – 19 100 км, наклонения – 64,8° и периода – 11 ч 15 мин 44 с. Значение периода позволило создать устойчивую орбитальную систему, не требующую, в отличие от орбит спутников GPS, для своего поддержания корректирующих импульсов практически в течение всего срока активного существования. Номинальное наклонение обеспечивает 100%-ную доступность навигации на территории РФ даже при условии выхода из ОГ нескольких КА.

При этом были решены две проблемы создания высокоорбитальной навигационной системы. Первая — взаимная синхронизация спутниковых шкал времени с точностью до миллиардных долей секунды (наносекунд). Эта проблема была решена за счет установки на спутниках высокостабильных бортовых цезиевых стандартов частоты с относительной нестабильностью 10–13 и наземного водородного стандарта с относительной нестабильностью 10–14, а также создания наземных средств сличения шкал с погрешностью 3…5 нс. Второй проблемой является высокоточное определение и прогнозирование параметров орбит навигационных спутников. Данная проблема была решена в результате проведения научных работ по учету факторов второго порядка малости, таких как световое давление, неравномерность вращения Земли и движение ее полюсов и т.п.

Летные испытания высокоорбитальной отечественной ГНСС, получившей название ГЛОНАСС, были начаты в октябре 1982 года запуском спутника «Космос-1413». Система ГЛОНАСС была принята в опытную эксплуатацию в 1993 году, а в 1995 году развернута ОГ полного состава (24 КА «Глонасс» 1-го поколения) и начата штатная эксплуатация системы. Большим недостатком в то время было практически отсутствие гражданской навигационной аппаратуры и соответственно гражданских потребителей системы, что требовало серьезного внимания.

К сожалению, позднее ОГ ГЛОНАСС, как и система в целом, в связи с экономическими проблемами в 1990-е годы достаточно быстро деградировала. К 2002 году ОГ системы ГЛОНАСС насчитывала только 7 КА, что не могло обеспечить территорию России навигационными сигналами системы ГЛОНАСС хотя бы с умеренной доступностью. Точностные характеристики уступали более чем на порядок системе GPS, а срок активного существования КА составлял 3—4 года.

Ситуацию с деградацией системы ГЛОНАСС удалось переломить за счет разработки и открытия в 2002 году федеральной целевой программы, в ходе реализации которой были достигнуты следующие основные цели:

  1. Система ГЛОНАСС сохранена, прошла этап модернизации и развернута до штатного состава в который входят КА «Глонасс-М». В настоящее время штатно функционируют 4 глобальные навигационные системы: GPS, ГЛОНАСС, Beidou и Galileo.
  2. Проведена модернизация наземного комплекса управления, который обеспечивает управление ОГ и в совокупности с КА ОГ обеспечивает точностные характеристики системы на уровне, сопоставимом с системой GPS.
  3. Проведены существенные модернизации средств государственного эталона времени и частоты и средств определения параметров вращения Земли.
  4. Созданы опытные образцы функциональных дополнений глобальных навигационных систем, разработано большое количество образцов базовых приемоизмерительных модулей, навигационно-временной аппаратуры и систем на их основе.

В настоящее время существует широкий спектр задач навигационного и координатно-временного обеспечения, условий и областей применения спутниковых навигационных технологий, требующих дальнейшего совершенствования системы ГЛОНАСС, включая навигационную аппаратуру потребителей. В первую очередь это относится к высокоточным применениям системы ГЛОНАСС, для реализации которых необходимо обеспечение дециметрового и сантиметрового уровней точности в реальном масштабе времени, а также к применениям, связанным с обеспечением безопасности при эксплуатации авиационного, морского и наземного транспорта. Требуется повышение оперативности навигационных решений и устойчивости системы ГЛОНАСС к воздействию помех. Существует значительное количество применений, где предъявляются требования обеспечения миниатюризации и высокой чувствительности навигационной приемной аппаратуры.

С 2012 года система ГЛОНАСС развивается в рамках федеральных целевых программ, которые предусматривают:

  • поддержание системы ГЛОНАСС с гарантированными характеристиками навигационного поля на конкурентоспособном уровне;
  • развитие системы ГЛОНАСС в направлении улучшения ее тактико-технических характеристик с целью достижения ее паритета с иностранными системами навигационного обеспечения, лидирующих позиций Российской Федерации в области спутниковой навигации;
  • обеспечение использования системы ГЛОНАСС, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;

Уровень совершенства тактико-технических характеристик системы определяется рядом направлений развития системы, основными из которых являются:

  1. Развитие структуры орбитальной группировки ГЛОНАСС в части ее расширения и создания дополнений на других орбитах.
  2. Переход к использованию навигационных космических аппаратов нового поколения с повышенными тактико-техническими характеристиками.
  3. Развитие наземного комплекса управления системы ГЛОНАСС, включая совершенствование эфемеридно-временного комплекса системы ГЛОНАСС.
  4. Создание и развитие функциональных дополнений:
    • широкозонной системы дифференциальной коррекции и мониторинга СДКМ навигационных полей ГНСС;
    • глобальной дополняющей системы высокоточного определения навигационной и эфемеридно-временной информации в реальном времени для гражданских потребителей.

Развитие системы ГЛОНАСС в целях обеспечения постоянно растущих требований потребителей и конкурентоспособности системы в основном определяется тактико-техническими характеристиками космического сегмента ГЛОНАСС. История развитие КА системы ГЛОНАСС и характеристики в настоящее время и ближайшую перспективу даны в приведенной ниже таблице.

Характеристики КА «Глонасс» КА «Глонасс-М» КА «Глонасс-К» КА «Глонасс-К2»
Состояние Выведен из эксплуатации В эксплуатации В эксплуатации В разработке
Параметры орбиты (рассматриваются вопросы развития ОГ ГЛОНАСС после 2020 года)
Круговая
высота - 19100 км
наклонение - 64,8°
период обращения - 11 ч 15 мин 44 с
Количество КА в ОГ (по целевому назначению) 24
Количество орбитальных плоскостей 3
Количество КА в каждой плоскости 8
Используемые средства выведения   РН «Союз-2.1б», РН «Протон-М»
Гарантированный срок активного существования, лет 3,5 7 10 10
Масса КА, кг 1 500 1 415 935 1 600
Габариты КА, м   2,71х3,05х2,71 2,53х3,01х1,43 2,53х6,01х1,43
Энергопотребление, Вт   1 400 1 270 4 370
Тип исполнения КА Герметизированный Герметизированный Негерметизированный Негерметизированный
Суточная нестабильность БСУ, в соответствии с ТЗ / фактическая 5*10-13 / 1*10-13 1*10-13 / 5*10-14 1*10-13 / 5*10-14 1*10-14 / 5*10-15
Тип сигналов FDMA В основном FDMA (CDMA на КА 755-761) FDMA и CDMA FDMA и CDMA
Сигналы с открытым доступом (для сигналов FDMA приведено значение центральной частоты) L1OF (1 602 МГц) L1OF (1 602 МГц)
L2OF (1 246 МГц)
L3OC (1 202 МГц)
L1OF (1 602 МГц)
L2OF (1 246 МГц)
L3OC (1 202 МГц)
L2OC (1 248 МГц)
L1OF (1 602 МГц)
L2OF (1 246 МГц)
L1OC (1 600 МГц)
L2OC (1 248 МГц)
L3OC (1 202 МГц)
Сигналы с санкционированным доступом L1SF (1 602 МГц)
L2SF (1 246 МГц)
L1SF (1 602 МГц)
L2SF (1 246 МГц)
L1SF (1 602 МГц)
L2SF (1 246 МГц)
L2SC (1 248 МГц)
L1SF (1 602 МГц)
L2SF (1 246 МГц)
L1SC (1 600 МГц)
L2SC (1 248 МГц)
Дополнительное оборудование Межспутниковые линии радио связи Межспутниковые линии радио связи

Система поиска и спасания Коспас-Сарсат
Межспутниковые линии радио и оптической связи

Система поиска и спасания Коспас-Сарсат